Функциональная грамотность

 Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года» Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027  
Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Составляющие функциональной грамотности

​​1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

​2.Естественнонаучная грамотность​

​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями.

​3. Математическая грамотность​

​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

​4. Финансовая грамотность​

​Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​5. Креативное мышление

​Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции

​Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​.

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.)
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях: 
PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
PIAACМеждународное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
PISA: апрель-май 2022 обучающиеся 2006 года рождения из 5 образовательных организаций Ярославской области принимают участие в данном исследовании.


Нормативные документы

Федеральный уровень

  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (https://docs.cntd.ru/document/554691568)
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся" (https://docs.cntd.ru/document/563477108 )
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" (https://disk.yandex.ru/i/ZuWAKzwlZzPVgw )
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" (https://disk.yandex.ru/i/MNUfX6Vfd8DVgw )

Региональный  уровень

  • Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»  https://disk.yandex.ru/i/aIejnpMb6KgsLg
  • Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 «Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области» https://disk.yandex.ru/i/BCKtjviFZLUM1A
  • Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся» https://disk.yandex.ru/i/n-mVdHSRDuueEw
  • Региональная система оценки качества образования - https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/sistema-OK-podgotovki-obuch.aspx
  • Независимая оценка качества образования на региональном уровне - http://coikko.ru/monitoring/nezockachpo/regiskachpodob/
  • План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год https://disk.yandex.ru/i/KUlTsehnONsAMA

Муниципальный уровень

Школьный уровень

Читательская грамотность

 

Читательская грамотность  — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Когда-то люди полагались на единственный источник знаний — печатную книгу, а процесс поиска информации был долгим и сложным. В современном мире получить информацию на любую тему совсем просто — достаточно ввести поисковый запрос в Интернете.
Сегодня к нашим услугам самые разные источники информации, альтернативные книге: подкасты, аудио- и видеолекции, радио, телевидение. Несмотря на такое изобилие, умение читать остается важнейшим навыком, вот только пониматься читательская грамотность стала намного шире.
Важная составляющая читательской грамотности — умение анализировать тексты, понимать их смысл.
Ресурсы для формирования читательской грамотности
1. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

2.ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

  • открытый банк оценочных средств по русскому языку для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне начального общего (I-IV классы) и основного общего образования (V-IX классы) и среднего общего образования (X-XI классы, базовый и углубленный уровни) в рамках проекта «Формирование открытого банка оценочных средств по русскому языку – https://fipi.ru/otkrytyy-bank-otsenochnykh-sredstv-po-russkomu-yazyku

3.Издательство «Просвещение»

4. Российская электронная школа

5. Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Читательская грамотность, 8 класс -

http://perevoloki.minobr63.ru/wp-content/uploads/ЧТ_8_2020_задания.pdf

6. Банк текстов с многоуровневыми заданиями при формировании читательской грамотности учащихся на уроках литературы -

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/09/01/zadaniya-k-hudozhestvennym-tekstam-po-formirovaniyu

7.Характеристики заданий и система оценивания (Демонстрационный вариант диагностической работы для учащихся 5 классов)

 http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_5_2019_характеристики%20и%20система%20оценивания.pdf

8.Диагностическая работа для учащихся 7 классов. Читательская грамотность  

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_7_2019_демоверсия.pdf

Естественно-научная грамотность

 

Естественнонаучная грамотность  - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучная грамотность – это способность:

  • использовать естественнонаучные знания,
  • выявлять проблемы,
  • делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
    Ресурсы для формирования естественнонаучной грамотности

1. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) –https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

2.ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

3.Группа компаний «Просвещение»

4. PISA

Математическая грамотность

 

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Математическая грамотность – это способность учащихся:

  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

Из вышесказанного возникает термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает использовать математические знания, приобретенные обучающимся за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Ресурсы для формирования математической грамотности

1.ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

2.Российская электронная школа

Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности  https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

3.Издательство «Просвещение»

Банк заданий -полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA - https://media.prosv.ru/content/?situations=true&knowledge=3

4.PISA

5. Сборник тестов по математической грамотности для учащихся 5-11 классов 

https://multiurok.ru/files/sbornik-tiestov-po-matiematichieskoi-ghramotnosti.html


6. Математическая грамотность. Сборник тестовых заданий по математике (6-7 классы) 

https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2020/10/20/matematicheskaya-gramotnost-zadachi

Финансовая грамотность

 

Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни.
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание личности с развитым экономическим мышлением. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, то сегодня жизнь требует, чтобы ученик знал что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи. Актуальность данной тематики обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, а также особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по данным вопросам.
Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний – одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят новые предметы, открывают профильные классы, разрабатывают программы дополнительного образования.
Ресурсы для формирования финансовой грамотности

1.Министерство просвещения Российской Федерации

Банк заданий для оценки уровня финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы-http://finance.instrao.ru/fin/files/Банк_заданий.pdf

2.ФГБНУ «Института стратегии развития образования Российской академии образования»

3.PISA

Финансовая грамотность (спецификация и образцы заданий)- https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

4.Финансовая культура

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1 – 11 классов-https://fincult.info/prepodavanie/base/nachalnoe-osnovnoe-i-srednee-obshchee-obrazovanie/10744/

5.Мои Финансы
Библиотека по финансовой грамотности-https://моифинансы.рф/materials/

image

В соответствии с письмом министерства образования Ярославской области «О Всероссийской просветительской эстафете «Мои финансы» департамент информирует о старте нового проекта по финансовой грамотности – Всероссийская просветительская эстафета "Мои финансы" (далее – Эстафета), проводимого в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. Эстафета пришла на смену проекту «Недели финансовой грамотности».

Эстафета пройдет в несколько этапов:

  • первый этап (с 11 апреля 2024 г. по 30 июня 2024 г.) «Семейный бюджет: как не ссориться из-за денег»;
  • второй этап (июль-сентябрь 2024 года) «Первые деньги – как управлять»;
  • третий этап (октябрь-декабрь 2024 года) «Ответственное кредитование».

Эстафета включает в себя цикл информационно – просветительских мероприятий для разных возрастных категорий.

На сайте «Мои финансы» https://моифинансы.рф/estafeta/semejnye-finansy/ размещены следующие материалы: текст лекций с презентацией, видеосюжеты, брендбук, раскраска, ребусы, чек-листы, лифлеты, плакаты.

В рамках подведения итогов реализации мероприятий первого этапа Всероссийских просветительских эстафет «Мои финансы» просим пройти анкетирование по тематическому этапу «Семейные финансы».  Анкета содержит вопросы по теме «Семья и деньги: проверьте, как вы управляете семейным бюджетом».
Анкета доступна до 28.06.2024 по ссылке: https://моифинансы.рф/quizes/estafeta-1/
 

Креативное мышление

 

Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Ресурсы для формирования креативного мышления
1.Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

На ресурсе представлены интерактивные уроки, которые включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Видеоролики с лекциями учителей дополняются иллюстрациями, фрагментами из документальных и художественных фильмов, аудиофайлами, копиями архивных документов и т.п.

2.ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

3.PISA
Cпецификация и образцы заданий- https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf

4.Образовательный портал «Я учитель»

Развитие креативного мышления в начальной школе-https://teacher.yandex.ru/posts/razvitie-kreativnogo-myshleniya-v-nachalnoy-shkole-7-prostykh-sovetov-dlya-uchitelya

Глобальные компетенции

 

Глобальные компетенции - это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней.
Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Дети учатся осознавать, каким образом культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды окружающих. Способность понимать и принимать убеждения других людей – один из самых важных мягких навыков в современном мире.
Структура глобальной компетенции:
Знание, понимание

  • Осознание и понимание глобальных проблем
  • Осознание и понимание культурного разнообразия, межкультурных различий

Умения

  • Аналитическое и критическое мышление
  • Способность уважительно и эффективно взаимодействовать
  • Гибкость

Отношение

  • Уважение к другим культурам
  • Открытость к взаимодействию с другими культурами
  • Широта взглядов, кругозор
  • Ответственность

Особенности:

  • меж- и метапредметное содержание (география, обществознание, история, биология, иностранный язык и т.д.)
  • интегративность не только через содержание ряда школьных предметов, но и через ценности, присвоенные личностью
  • непосредственная ориентация на «soft skills»

Ресурсы для формирования глобальных компетенций

1.ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

2.ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) 

Открытые задания PISA
Онлайн-задания по глобальной компетентности:

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

 

«Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Л.Н.Толстой
Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.
Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Функциональная грамотность -  это понятие, которое подразумевает наличие у ребенка способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
 В начальной школе закладываются основы функциональной грамотности. Идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника - математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет, который связан с жизненными ситуациями.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики.
Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Естественнонаучная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. 

Электронные образовательные ресурсы

1.ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

  • открытый банк оценочных средств по русскому языку для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне начального общего (I-IV классы) и основного общего образования (V-IX классы) и среднего общего образования (X-XI классы, базовый и углубленный уровни) в рамках проекта «Формирование открытого банка оценочных средств по русскому языку – https://fipi.ru/otkrytyy-bank-otsenochnykh-sredstv-po-russkomu-yazyku

2.Издательство «Просвещение»

3. Сборник тестовых заданий TIMSS (4-8 классы)https://disk.yandex.ru/i/zBddJU1OLOaeKg

4.Дидактические материалы для подготовки четвероклассников к участию в международном исследовании PIRLS. https://disk.yandex.ru/i/OjzWvooD1NIxFQ

© 2024. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 40"