Нормативно-правовые документы

 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р (ред. от 01.09.2018) "Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации"

План работы ШСМ 2022-2023 учебный год средней школы №40

Положение о службе медиации средней школы №40 (новая редакция)

Традиции средней школы № 40 по воспитанию толерантности

Памятка для участников процедуры примирения

Примирительный договор

Регламент проведения примирительной процедуры

Зачем нужна медиация в школе?

Обучающиеся школы часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Школьная медиация исходит из того, что конфликт содержит в себе надежду на улучшение и изменение ситуации, на правильное понимание проблемы, принятие спорящими сторонами друг друга. Медиатор создает условия для восстановления способности понимать друг друга, и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных ситуаций. В ходе восстановительной медиации стороны, как правило, имеют возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация – это процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогического коллектива, родителей (законных представителей).

Служба медиации (примирения) опирается на принципы восстановительной медиации:

  • Принцип добровольности, предполагающий добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

  • Принцип согласия сторон, вовлеченных в примирительную программу. Основанием для начала работы может быть письменное заявление учителя, родителей или учащихся школы.

  • Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программы сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

  • Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.


Зачем медиация нужна родителям (законным представителям)?

Метод «Школьная медиация» – это инновационный метод, который применяется для выявления причины (конфликта), разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Зачем медиация нужна обучающимся школы?

В процессе медиации каждый участник, может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора (конфликта), где стороны могут прийти к соглашению, которое будут реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Можно сделать вывод: чтобы обучающиеся умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению.

Ответственность сторон и медиатора

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Медиатор не может советовать сторонам, принять то или иное решение по существу конфликта.

Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. «Мирный договор» заключается с учетом мнения всех участников и с их согласия. Поэтому каждая из сторон должна помнить о своей персональной ответственности за соблюдение договора и об обязательности выполнения каждого пункта в итоговом соглашении.

Программы примирения помогают:

- разрешению конфликтных ситуаций;

- возмещению ущерба пострадавшей стороне, если это необходимо;

- взятию ответственности правонарушителем за совершенный проступок перед пострадавшей стороной;

- налаживанию диалога; 

- поддержке конструктивного способа решения проблем, вместо столкновения между людьми.

Т.о., цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.

ПОМНИТЕ!

Цель медиатора – НЕ разбирательства, НЕ наказания, а ПОМОЩЬ и совместный с Вами ПОИСК ДОСТОЙНОГО ВЫХОДА, которой устроит обе стороны.

Если в неприятной ситуации оказались не Вы сами, а кто-то другой и Вам об этом известно, можно сказать об этом медиаторам, они помогут также без огласки и быстро. Сообщить медиатору о том, что другому плохо (унижают, обижают, высмеивают, угрожают, назревает ссора) также важно, как позвать на помощь попавшему в беду.

НЕ будьте равнодушны!

В сложной ситуации может оказаться каждый!

В нашей школе каждый должен чувствовать комфорт и безопасность!

 

© 2024. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 40"